Новости связи - страница 39

^ Островок стабильности

Рынок мобильной связи в кризис остается сектором относительного благополучия. Согласно результатам опроса агентства Profi Online Research, около 75% россиян не собираются экономить на мобильной связи


Абонентская база операторов достаточно стабильна: 68% россиян признались, что не будут менять поставщика услуг, даже если у конкурентов появятся более выгодные предложения. Несмотря на то что уровень проникновения сотовой связи в Сибири, по данным Json & Partners Consulting, достиг 121%, операторы инвестируют в строительство сетей, растут продажи телефонов, поддерживающих формат 3G, и 3G-модемов, что сказывается на росте ARPU (средний показатель выручки с одного абонента в месяц).


Операторы не раскрывают количество абонентов. По данным Advanced Communications & Media (ACM-Consulting), в начале 2009 года у МТС в Новосибирской области было 1,926 млн. абонентов, у "ВымпелКома" – 952 тыс., а у "МегаФона" – 516 тыс. абонентов. Региональные руководители "большой тройки" говорят о росте абонентской базы по итогам первого полугодия. По словам коммерческого директора по розничному рынку филиала "МТС Сибирь" Андрея Ершова, в первом полугодии 2009 года абонентская база компании увеличилось на 10%, о положительной динамике роста абонентской базы говорят и другие операторы, не раскрывая цифр.


"Во втором полугодии в Сибири МТС планирует увеличить абонентскую базу минимум на 10%. С потерей такого крупного канала продаж, как "Евросеть", у компании появилась свободная денежная масса, которую направили на развитие проекта монобрендовой розницы "Русская телефонная компания" и альтернативных каналов продаж – стоек продаж в центрах активности – на оживленных улицах, в магазинах и бизнес-центрах", – поясняет Андрей Ершов.


На I квартал 2009 года, по данным ACM-Consulting, совокупное количество абонентов всех операторов Новосибирской области составило 3,2 млн. человек при численности населения около 2,6 млн. Рост абонентских баз обусловлен тем, что многие приобретают вторую сим-карту (например, для USB-модема).


3G-локомотив

Активный переход операторов на связь 3G начался в начале этого года. Первым в Сибирь со связью третьего поколения пришел МТС. Так, с сентября по декабрь прошлого года была запущена сеть в Новосибирске, Норильске, Иркутске и Красноярске. С начала этого года МТС подключил Тюмень, Омск, Нижневартовск, Кемерово и Новокузнецк. "Билайн" запустил сеть в Новосибирске в начале 2009 года. Сейчас связь третьего поколения работает в Омске, Кемерове и Новокузнецке. "В рамках выполнения лицензионных обязательств первые фрагменты сети 3G сданы в Барнауле, Томске, Красноярске", – говорит технический директор компании "ВымпелКом" в сибирском регионе Хамид Нургалеев. У "МегаФона-Сибирь" запущенных в коммерческую эксплуатацию 3G-сетей пока нет. Полноценный фрагмент сети третьего поколения в Новосибирске планируется запустить в сентябре-октябре 2009 года. Новые сети тестируются и в Красноярске, Кемерово, Омске и Барнауле, однако пока не обслуживают абонентов.


Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, мобильные операторы не останавливают строительство сетей 3G – именно в этой сфере сосредоточены основные действия конкурентной борьбы компаний. "Сейчас все мобильные операторы активно развивают в первую очередь услуги передачи данных и базирующиеся на ней мультимедийные услуги (MMS, передача потокового видео). Также активно развиваются услуги широкополосного доступа в Интернет (ШПД), в понятие которого включается не только широкополосный беспроводной Интернет, но и различные виды проводной связи. Мобильные операторы начинают конкурировать с традиционными операторами связи", – описывает ситуацию менеджер службы по связям с общественностью компании "МегаФон-Сибирь" Михаил Ивонин.


То, что развитие сетей 3G в регионах – главная тенденция 2009 года, подтверждает и Андрей Ершов. "Услуга беспроводной передачи данных является приоритетным направлением развития для МТС – сегодня порядка 15% абонентов МТС используют мобильный Интернет (3G/EDGE/GPRS), и количество подобных абонентов ежегодно стабильно растет. В среднем проникновение услуги по абонентской базе увеличивается на 1,5-2% каждый год, следуя мировым и общероссийским тенденциям. В 2008 году, по данным ComNews Research, рост выручки МТС в России от передачи данных превысил среднерыночный показатель практически на треть: 115% против среднерыночных 87%", – говорит он.


GSM подвинется

Одно из наиболее важных преимуществ сетей третьего поколения – высокая скорость передачи данных (до 3,6 Мбит/сек). Это позволяет операторам мобильной связи предоставлять абонентам новые, ранее недоступные услуги и сервисы – высокоскоростной доступ в Интернет, мобильное телевидение, видеовызовы. Развитие этих услуг зависит и от насыщения рынка телефонами, поддерживающими новый стандарт. По данным MForum Analytics, количество проданных в России мобильных устройств с поддержкой 3G в 2008 году достигло 4,5 млн. Уровень проникновения терминалов 3G достиг в России в 2008 году 7,5% и, по прогнозу MForum Analytics, к 2011 году вырастет более чем в три раза – до 25%.


Компания Json & Partners еще более оптимистична – согласно ее исследованиям, к концу I квартала 2009 года российский парк телефонов, поддерживающих стандарт 3G, приблизился к 9 млн. аппаратов. Правда, почти половина из них принадлежит жителям Москвы и Московской области. По данным J’son & Partners, в I квартале 2009 года было продано 1,2 млн. трубок, поддерживающих технологию третьего поколения, в то время как продажи телефонов стандарта GSM упали. Доля более продвинутых телефонов неуклонно растет, по итогам I квартала она занимала 18% в натуральном и 39% в денежном выражении. При этом стоимость 3G-трубок снижается: за год они подешевели примерно на 17% – сейчас средняя цена составляет 321 доллар. Примерно в 1,5 раза выросли и продажи 3G-терминалов, общий объем продаж в I квартале превысил 370 млн. долларов.


Прокачка закачки

У всех операторов, запустивших сеть 3G, основной поток трафика генерируют именно пользователи высокоскоростного Интернета. С запуском сетей третьего поколения у сибирских абонентов "Билайн" потребление трафика выросло в восемь раз, а количество активных пользователей мобильного Интернета – на 30%. "Сейчас абоненты USB-модемов от "Билайн" скачивают в среднем в 80 раз больше трафика, чем мобильные абоненты на других тарифных планах (ТП). На специализированных ТП ("Клик+", "Яблочный Фреш") абоненты качают в 15 раз больше. По сибирскому региону пользователи скачивают около 10 терабайт интернет-трафика в месяц. Примерно половину этого трафика потребляют новосибирцы", – говорит Хамид Нургалеев.


МТС фиксирует рост потребления интернет-трафика сразу на 30-50% в регионах, где развертывается сеть 3G. "Сегодня более половины активных пользователей услуг 3G от МТС потребляют в среднем в месяц около 1 Гбайт трафика. При этом ARPU у абонентов, потребляющих 3G-услуги, выше показателей абонентов GSM как минимум на 20-25%. Доходы МТС от услуг передачи данных в сетях 3G в первом квартале 2009 года по сравнению с четвертым кварталом прошлого года выросли в 2,7 раза", – комментирует Андрей Ершов.


По его словам, больше половины общего объема 3G-трафика, скачанного абонентами МТС в России в первом полугодии 2009 года, приходится на регионы Сибири. "В среднем потребление мобильного Интернета на одного пользователя в СФО за первое полугодие увеличилось в два раза. Доля трафика 3G в суммарном интернет-трафике МТС Сибири в июне составила 60%", – говорит он.


Чтобы стимулировать потребление интернет-трафика, компании разрабатывают более выгодные тарифные планы, снижают стоимость 3G-модемов. Так, МТС снизил с 4 тыс. до 1,109 тыс. рублей и расширила линейку тарифных планов и услуг, позволяющих снизить стоимость трафика. Компания предлагает пакеты трафика от 100 за 170 рублей до 1000 Мбайт за 750 рублей. Активным пользователям Интернета предлагаются услуги "Круглосуточный онлайн" за 690 рублей в месяц, "Безлимитный ночной Интернет" за 11 рублей в сутки.


Стоимость 3G-модемов от "Билайн" снизилась с 1995 до 1490 рублей. С начала года в Новосибирске продано 15 тыс. устройств. "Спрос на модемы превысил наши ожидания, особенно их актуальность возросла с запуском сети 3G. Именно пользователи USB-модемов стали первыми абонентами сети 3G, для них услуги высокоскоростной передачи данных стали доступными еще в январе 2009 года, тогда как коммерческая эксплуатация сети 3G для мобильных абонентов "Билайн" стартовала в марте", – приводит данные Хамид Нургалеев. По его словам, благодаря услугам и безлимитным тарифным планам, разработанным специально для пользователей Интернета, стоимость за 1 Мбайт снизилась почти в два раза.


Однако, несмотря на активное продвижение и маркетинговые инициативы операторов, рынок до сих пор остается далеким от насыщения. По оценкам Хамида Нургалеева, в Новосибирской области услугами сети 3G пользуются не более 10% абонентов "Билайн".


Возможно, количество пользователей прибавится по мере расширения сервисов в сети нового поколения. Высокоскоростная передача данных дает возможность не только пользоваться Интернетом, но и совершать видеозвонки, смотреть мобильное телевидение. Однако все эти сервисы остаются нереализованными. Пока сервис видеозвонков работает только в сетях МТС, но он пользуется ограниченным спросом. "Мы пока не приняли решение о запуске услуги видеозвонков, поскольку эта услуга является скорее имиджевой для компании. По нашим оценкам, она является достаточно дорогой как для пользователя, так и для оператора. Мы изучаем опыт применения этого сервиса и бизнес-модели сотовых операторов, уже запустивших услугу в Европе и России", – говорит Хамид Нургалеев.


И бизнесу!

По словам Андрея Ершова, высокоскоростная передача данных востребована не только частными, но и корпоративными клиентами. "Особенно актуальны предложения с использованием сети 3G для подключения мобильного широкополосного доступа там, где отсутствует или слабо развит фиксированный ШПД. В настоящее время МТС выводит на рынок специализированные 3G-роутеры, ориентированные на малый и средний бизнес, позволяющие буквально за считанные минуты организовать офис с полноценным быстрым доступом в Интернет на 10-15 сотрудников. Работа в сетях 3G позволяет организовать видеоконференции в местах, где отсутствует фиксированная связь, в том числе вне зданий", – рассказывает Андрей Ершов.


На малый и средний бизнес выходит и "Билайн". "Для корпоративного сегмента очень актуален доступ к электронной почте, защищенным корпоративным ресурсам. Запуск технологии 3G позволил нам предложить интересные решения, например, новый продукт "Офис за 5 минут". Это решение обеспечивает коллективный доступ в сеть Интернет и возможность телефонных соединений через сеть 3G от "Билайна" для сотрудников небольших офисов – от 2 до 15 человек. Комплект состоит из 3G-роутера и сим-карты с федеральным номером сети "Билайн", – поясняет Хамид Нургалеев.

^ Юлия Пастухова, "Эксперт Сибирь", № 30-31 от 17.08.09



7696123189903973.html
7696253926334818.html
7696318712773947.html
7696347529758848.html
7696475694736796.html