Г. А. Лукс Рецензенты: доктор социологических наук, профессор Международного института рынка - страница 2

^ Глава 1. Возникновение и становление молодежного парламентаризма в России и за рубежом


§ 1. Политическая и общественная активность молодежи на рубеже XX и XXI веков, представление интересов молодежи в органах власти

С середины 90-х годов в России начался новый этап формирования гражданского общества, в котором первоочередное значение играет вовлечение молодежи в процесс принятия политических решений.

Привлечение молодежи к принятию управленческих решений является одним из приоритетных направлений молодежной политики. Молодежь в настоящее время практически не представлена в законодательной и исполнительной ветвях власти. Анализ представительства молодежи в органах власти показывает, что доля молодых людей в органах законодательной власти значительно меньше по сравнению с органами исполнительной власти. Это происходит в связи с объективными причинами (отсутствие опыта, образования) и с бюрократическими препонами.

На сегодняшний день властные решения принимаются без учета мнения тех, кому жить с последствиями данных решений. Нужно отметить, что сведения о возрастном составе лиц, выполняющих ответственные функции в разных сферах жизни, как правило, не публикуются. Реальная практика показывает, что молодежь слабо представлена и в других управленческих системах, обеспечивающих социальное, экономическое и культурное развитие страны. Данные социологических исследований показывают, насколько обострилась проблема преемственности поколений в сфере политики и управления делами государства и общества.

Участвуя в строительстве гражданского общества, в принятии управленческих решений современная молодежь ставит своей задачей уравновешение власти государства, частных лиц, независимых общественных организаций, создание системы всеобщей правовой грамотности, активное участие в законотворческой деятельности. Молодые люди быстрее приспосабливаются к стремительно изменяющимся условиям жизни общества, они начинают политическую жизнь в условиях, которых не знали представители старшего поколения, их ожидания и идеи устремлены в будущее.

Это означает продвижение задуманных государством реформ, распространение качественного законодательства через систему молодежных структур и непосредственного участия молодых людей в строительстве молодежного парламентаризма в России. Через Молодежные Парламенты современная молодежь может принять участие в процессе принятия важных политических и управленческих решений и реализации самостоятельных политических действий.

Государственная молодежная политика по-прежнему характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, реализация государственной молодежной политики в главных чертах подтверждает верность определения ее принципов и выбора стратегических направлений. Достигнуты заметные успехи в формировании законодательства в этой сфере как на федеральном, так и на региональном уровне. Впервые после распада СССР удалось вплотную приблизиться к формированию системного корпуса нормативных правовых актов, которые выступают как отрасль законодательства. Совершенствовались подходы государства к реализации государственной молодежной политики путем принятия федеральных, региональных и местных целевых программ. Есть реальные успехи на важных направлениях работы в ряде субъектов Российской Федерации.

С другой стороны, на сегодняшний день в России большинство молодежи фактически не участвует в принятии политических решений в то время, как ранее существовала практика представительства молодежных общественных организаций в Верховом Совете СССР, кандидатуры выдвигались на региональных конференциях ВЛКСМ. И поэтому возрастной состав представителей законодательной власти был намного моложе, чем сейчас. В Верховном Совете СССР представителей до 30 лет было 20%, до 35 лет — 30%. То же самое наблюдалось и в республиках, и на местном уровне.

В 90-е годы доля молодых людей, пытавшихся избираться в парламенты разных уровней, стремительно падала, падали и их шансы победить на выборах. В итоге молодежь до 30 лет составляет сегодня не более 3% среди депутатов парламентов всех уровней. Но молодежь — это 1/4 населения Российской Федерации, и поскольку доля молодых людей среди парламентариев сравнительно невысока, одним из приоритетных направлений поддержки молодежных инициатив сегодня можно считать развитие молодежного парламентаризма. Это позволит внести существенный вклад в расширение спектра нормативно-правовой базы, регулирующей сферу интересов молодежи РФ.

В сравнении с цифрами советского периода современные 3% молодежи среди депутатов парламентов всех уровней выглядят более чем скромно. И говоря о реальном участии молодежи в законодательном процессе, может быть, стоит вернуться к практике квотирования мест в законодательных собраниях для молодежи.

Об остроте сложившейся ситуации в молодежной среде заявляют московские социологи, проводившие комплексное социологическое исследование в трех регионах РФ по уровню доверия респондентов к основным социально-политическим институтам страны. В целом по массиву в проведенном социологическом опросе 43% респондентов полностью не доверяют Государственной Думе, 30% — Правительству, 49% — политическим партиям страны, 43% — региональным администрациям. Соответственно полностью доверяют Государственной Думе 3% респондентов, Правительству — 6%, политическим партиям — 2%, региональным администрациям — 9%.

Поэтому в молодежной страте доминируют установки, что «политика — это грязное дело» (выразили согласие 65% респондентов), что главное в нашей жизни — это друзья» (62%), «сегодня главное в жизни — это деньги» (54%).

Фактором, сдерживающим недоверие к политическим институтам страны, является доверие молодежи действующему Президенту Российской Федерации В.В.Путину (71% респондентов). Полностью ему не доверяют только 8% опрошенной молодежи.1

Молодежь следует рассматривать как многомерную социально-демографическую группу, которая нуждается в индивидуальном гибком подходе при учете политических потребностей. Социальные страты молодежи должны получить адекватное отражение в законотворческой деятельности государства и проведении принятых законов в жизнь.

Результаты экспертного опроса показали, что у большинства респондентов молодежной среды отсутствует четкое знание и понимание структур и функций институтов законодательной и исполнительной и судебной власти, механизмов взаимодействия ветвей власти, социальных и политических институтов.

Анализ фокус-групповых исследований проблемы показывает, что молодежь больше дискутирует по вопросам участия в политической деятельности, нежели принимает участие в ней. Политическое сознание современной молодежи носит фрагментарный, идеологически слабо дифференцированный характер. На фокус-групповых дискуссиях в студенческой аудитории, в основном на эмоциональном уровне, молодежная аудитория доброжелательно относится к самой идее демократии, к созданию самоорганизующихся систем — Молодежным Парламентам. Но некоторые участники дискуссии выразили сомнение, что будущее России будет связано с развитием и укреплением демократии.

Интересным стал вывод участников фокус-групп о том, что существенный поворот общества и государства к поиску путей и средств конструктивного решения молодежных проблем стал заметен; убеждены, что Молодежные Парламенты — это нужная вещь, его депутаты наделены полномочиями, чтобы сделать нашу жизнь содержательнее.

Преодоление политической и социальной апатии молодого поколения возможно путем более активного объединения молодежи в органы самоуправления, ассоциации и Молодежные Парламенты. Суть этого подхода сводится к тому, чтобы молодежь сама участвовала в принятии решений, определяющих ее жизнь, и чтобы дистанция между государством и молодыми людьми, обществом и молодежью заметно сокращалась.

Председатель Молодежного Парламента Самарской области Д.Панков признает важнейшим шагом во взаимодействии молодежи и органов власти создание Общественного Совета при Самарской Губернской Думе и считает его необходимым механизмом сотрудничества общества и власти, направленным на преодоление отстраненности власти от решения молодежных проблем. Общественный Совет, по мнению Д.Панкова, призван установить взаимодействие между политической и неполитической составляющей нашего общества. Молодежи предстоит обмениваться мнениями с властью по поводу ее решений, заключить социальный контракт, возможно, применять более жесткие решения, если они необходимы стране.2

Губернатор Красноярского края А.Хлопонин, неоднократно выступая перед молодежью, отмечает: «Мне важно знать, что молодежи небезразлично, что происходит в стране и в крае».3

Еще более выразительно звучат слова одного из руководителей политической партии «Единая Россия» С.Шойгу: «Прошло время, когда к молодежной организации можно было относиться как к игре».4

Существенным фактом, повлиявшим на развитие молодежного парламентаризма и молодежного парламентского движения, безусловно, стали социально-экономические и политические преобразования в РФ. В Молодежном Парламенте Томской области был создан центр «Полития», в Республике Карелия «Клуб молодых политиков», в Красноярском крае — университет «Молодежная политика», дискуссионный клуб «Молодой политик», которые ставят своей задачей проведение мероприятий с целью повышения эффективности работы Молодежных Парламентов.5 Центр «Полития» сформировал отделы по политическому образованию молодежи и по социально-политическим исследованиям. Он готовит выступающих на различных конференциях, собраниях и иных мероприятиях. Отдел возглавляет председатель, избранный на собрании Молодежного Парламента. Томская молодежь активно выступила также в качестве социального партнера в реализации проекта «Лидер XXI века». Съемка фильма о парламентариях и его распространение о позитивных инициативах и деятельности послужат хорошим примером политической активности томской молодежи для россиян.

«Молодой политик» провел знаковое заседание на тему: «2030: Ты, край, страна». Подобное заседание помогло студентам, старшеклассникам, представителям работающей молодежи и бизнеса сформировать четкую гражданскую позицию. В заседании клуба приняли участие представители региональных отделений политической партии «Единая Россия», СПС, «Яблоко», ЛДПР, КПРФ и других.6

«Клуб молодых политиков» в Республике Карелия ставит своей задачей перерастание его членов в молодых парламентариев.

Молодежь страны получает возможность быть сопричастной к делам государства, овладевать навыками управления, направлять общество к социально-экономическому росту и брать на себя ответственность за будущее страны. Так, созданная общественно-политическая организация «Молодежное единство» в настоящее время претерпевает изменения. В ноябре 2005 года состоялся съезд организации в городе Воронеже. Организация была переименована в «Молодую гвардию Единой России».

Политическое сознание современной российской молодежи носит противоречивый характер. Как показывают социологические исследования, наряду с недоверием к политическим институтам страны в сознании значительной части респондентов созревает понимание ценности государства. Наряду с пониманием частью молодежи важности молодежной самоорганизации имеется и нежелание принимать личное участие даже в тех молодежных организациях, которые должны отстаивать их корпоративные интересы.

Активная в политике молодежь изучает, анализирует молодежные проблемы, умеет их решать, входя в представительную и исполнительную власти пока еще в небольшом количестве. Молодежь убеждена, что критерием эффективности любой политики является рост благосостояния всех и каждого, обеспечивающий, в конечном итоге, богатство, славу и могущество государства. Молодежь способна стать одной из главных движущих сил в построении цивилизованного гражданского общества.


7708962946952366.html
7709088491101126.html
7709236882146013.html
7709349397044880.html
7709535580491113.html