Начальная школа: опыт, результаты, перспективы - страница 9


3 класс.

1. Многообразие природы (экскурсия в лес)

2. Изменения в природе под влиянием человека

3. Охрана природы (экскурсии в лесничество)

4. Почва. Роль живых организмов (экскурсия на пришкольный участок)

5. Животноводство. Отрасли животноводства (экскурсия на частную мини- ферму)

6. В природе всё взаимосвязано. Охрана природы (экскурсия в лес)

4 класс

1. Планета заболела (экскурсия на берег реки)

2. Зона лесов. Лес и человек (экскурсия в зимний лес)

3. Поверхность нашего края (экскурсия к оврагу)

4. Почва родного края. Охрана почвы (экскурсия к четырём объектам: берег реки, огород, лес, болото)

5. Водоёмы нашего края: река, болото, Охрана водоёмов.

6. Животноводство в нашем крае

7. Экскурсия в весенний лес.

Экскурсии по природоведению имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Кроме того, они помогают учащимся увидеть красоту, многообразие и богатство природы нашей Родины, края, что способствует формированию у них патриотических чувств. На экскурсиях дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия какформа обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.

Экскурсии по природоведению бывают вводными, текущими и обобщающими. На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения.

Например:

3 класс «Весенние изменения в природе»

2 класс «Неживая природа осенью»

Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Например:

4 класс «Водоёмы нашего края»

Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части её и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и по учебнику дома и ответили на поставленные учителем вопросы. Например:

3 класс «Изменения в природе под влиянием человека»

Перед каждой экскурсией учитель проводит тщательную подготовку: определяет тему и цель экскурсии, представления и основные понятия, которые на экскурсии будут отрабатываться, выбирает место экскурсии; разрабатывает экскурсионный маршрут; заранее посещает место экскурсии; составляет план экскурсии.

В плане экскурсии должны быть отражены следующие элементы: образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения, объекты наблюдения, ход экскурсии. Планируя ход экскурсии, учитель должен предусмотреть такие элементы:

- краткое вступительное слово учителя

- самостоятельная работа учащихся

- форма отчётности школьников

- проверка выполнения самостоятельной работы

- обобщающая беседа.

Учащиеся также должны быть подготовлены к экскурсии. Учитель заранее знакомит их с темой экскурсии и её задачами, с вопросами, на которые учащиеся должны найти ответ, распределяет учащихся на группы для лучшего управления ими в ходе экскурсии, назначает старшего, выдаёт экскурсионное снаряжение (папки, баночки, лупу, лопаточки и т.д.), распределяет задания для самостоятельной работы.

Любую экскурсию в природу лучше всего начать с описания природного ландшафта. Учитель обращает внимание детей на время года, на состояние живой неживой природы в данном сезоне, даёт характеристику местности, объекта или проводит беседу на основании их непосредственного наблюдения.

Затем учитель ставит конкретную тему и задачи экскурсии, характеризует основные понятия материала и предлагает школьникам выполнить задания по самостоятельному наблюдению.

После выполнения учащимися заданий проводится их проверка и итоговая беседа, заканчивающаяся выводами.

Перед проведением экскурсии обязательно проводится инструктаж с записью в классном журнале, затем правила поведения в природе:

1. На экскурсию идём, 2. Входим в лес, ребята, тихо,

Снаряжение несём. Чтоб зверушек не пугать.

Можем даже воду взять, И идём все по тропинке,

Но бутылки не бросать Зря зачем траву топтать?


3. Вдруг кому-то захотелось 4. Муравьишка лесу друг.

Ветку дерева сломать Муравейник рядом.

Шалунишку придержите, Обойди его вокруг

Можно даже отругать. И не тронь, не надо.

Экскурсии в начальной школе могут иметь различную продолжительность. Она определяется её видом, способом передвижения, местом проведения. Обычно экскурсии проводятся в конце рабочего дня (3-4 урок). Если на экскурсию требуется больше времени, её можно комбинировать с уроками ИЗО, трудового обучения, чтения, физкультуры.

Например:

1 класс: Мир вокруг нас «Растения осенью»

ИЗО «Мы рисуем осень»


2 класс: Мир вокруг нас «Какие бывают растения»

ИЗО «Зарисовка осенних листьев»


3 класс: Природоведение «Животноводство и его отрасли»

Трудовое обучение «Знакомство с видами работ, в животноводстве»


4 класс: Природоведение «Почва родного края»

Трудовое обучение «Сельскохозяйственный труд»


Многие посёлки расположены в лесной зоне, поэтому очень удобно проводить экскурсии, связанные с сезонными изменениями в природе. На таких экскурсиях ребята самостоятельно проводят наблюдения, делают выводы, отмечая всё в полевых дневниках, выпускают газеты, буклеты, пишут сочинения.

Проводимые наблюдения воспитывают самостоятельность, эмоциональный взгляд на мир, правильные отношения к объектам природы и результатам труда людей, формируют элементарную экологическую культуру, помогают осознать себя в природе.


^ Развитие читательских способностей учащихся через использование различных методик и приёмов обучения.


Белоусова Е.Г. – учитель начальных классов

^ Новоаганской МОНШ


Литература является одним из мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Задача учителя совершенствовать одновременно умения и навыки учащихся в чтении и осмыслении читаемого.

Особенности обучения в современной школе во многом определяются всё нарастающим объёмом информации, которой должен овладеть ученик. Учителю необходимо научить ребёнка самому добывать эту информацию. Очевидно, что основной проблемой снижения успеваемости учащихся при переходе из начальных классов в среднее звено является слабая техника чтения и неумение работать с тексом.

Именно поэтому мы углубленно изучаем и внедряем в свою практику методики, способы и приёмы, способствующие развитию читательских способностей учащихся.

Очень эффективной является работа с использованием методик КСО. Чем же эффективна эта работа? Коллективные виды работы формируют искренний интерес у учащихся к изучаемому предмету, воспитывают сознательное отношение к учебному труду. В результате различных коммуникаций развивается мыслительная деятельность, работают все виды памяти, формируется адекватная оценка и самооценка обучающихся.

Коллективные формы обучения обеспечивают самостоятельность изучения учебного материала учащимися, формируют учебно - организационные умения, коллективные взаимоотношения. На учебных занятиях с использованием КСО каждый трудится в меру своих способностей в благоприятной атмосфере согласованного взаимодействия учащихся и учителя, что повышает мотивацию обучения.

Основная задача уроков литературного чтения – учить детей понимать текст. Необходимо научить учащихся ориентироваться в структуре читаемого текста, показать, как соединяются между собой предложения, указать на абзацы, проанализировать смысловые тексы и находить их самостоятельно. Как целенаправленное чтение, включающее чтение вслух, чтение шёпотом или про себя, с целью нахождения текста для ответа на вопрос используем выборочное чтение. Выборочное чтение является и приёмом обучения чтению, и средством обучения пониманию текста. Для обеспечения выполнения задач литературного чтения и развития коммуникативных навыков требуются дополнительные учебные материалы иного порядка, чем предлагает нам учебник. Нами разработаны дидактические материалы, которые способствуют достижению целей и задач по блокам, используя репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровень.


I БЛОК (буквы, слоги, слова)

Детям предлагаются задания:

  1. Назвать изученные буквы.

  2. Разделить буквы на группы.

  3. Игра «Кто больше назовёт слов» на Р.

  4. Составить слоги.

Составить слова.

  1. Составить слова к схемам.

_______ _____ ! _____ _____ ! _____ ! _____


Другим видом заданий является группировка. Задания на группировку создают благоприятные условия для того, чтобы ученик обдумывал связи, которые существуют в изучаемом материале. Задания на группировку даются без указания на способ выполнения сильным учащимся, побуждая их самостоятельно находить путь решения. Слабым учащимся даётся установка на признаки группировки по данному основанию. Дети читают слова (слабым учащимся слова напечатаны, сильным - карточки с изображением животных + разрезные слоги, буквы и предлагается составить слова)

СОБАКА

КОРОВА

БЕЛКА

КОТ

ЛИСА

КРОТ

Задания:

  1. Прочитать (составить) слова.

  2. Разбить на группы (домашние и дикие) (1,2,3 слога).

  3. Каким словом можно объединить все слова? (животные)

  4. Составить предложение, используя любое слово.


II БЛОК (слова, словосочетания, предложения)


Репродуктивный уровень: учащиеся читают слова.

Конструктивны уровень: учащиеся составляют словосочетания, подбирают подходящее по смыслу слово.

Продуктивный уровень: используют словосочетания и слова, составляют предложения.

Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учеников в развитии мышления, ввожу более трудные, по сравнению с обычными, вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении повторения. Это задания, требующие от учащихся на каждом уроке хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, будящие мысль учеников. Регулярное включение в учебный процесс таких заданий приучит к ним учащихся, пусть не сразу, но поднимет мыслительную активность всех учеников класса. С этой целью предлагаются задания, включающие слова – омонимы. На карточках напечатаны предложения:

Петя и папа пили берёзовый сок. Папа, пили берёзовый сук.

У ^ Маши новое платье. Маши рукой выше.

У Паши красный шар. Паши глубже поле.


  1. Прочитайте.

  2. Сравните выделенные слова в левом столбике и в правом. Есть ли какая – нибудь разница на письме? А на слух? Прислушайтесь. Какой слог сильнее звучит в словах левого столбика, какой в словах правого.

  3. Поставьте знак ударения в одинаково написанных словах.

  4. Какой вывод можно сделать? Почему в одинаково написанных словах ударение падает на разные слоги? (с ударением связан смысл слов).

Данное задание показывает, что учитель ставит перед учениками трудные вопросы, вызывающие их размышления. Отвечая на вопросы учителя, дополняя друг друга, дети знакомятся с новым материалом.


III БЛОК

Предлагаемые задания этого блока направлены на формирование уровня восприятия и понимания учащимися художественного произведения. На стремление проникнуть глубже, в тот идейный и художественный смысл, который хотел передать писатель, изображая предметы и события.

Задание 1. Выясняет, как дети осознают различие между художественным и нехудожественным текстами.

Прочитайте тексты № 1 и № 2.

Текст № 1. Кот Васька.

Нашего кота зовут Васькой. Ласков Васька и хитёр. Спинку выгибает, хвостиком виляет, глазки закрывает. Днём на солнышке лежит да все сказки говорит. Ночью бродит, на охоту ходит, мышек сторожит.


Текст № 2. Наш кот.

Наш кот Васька ловит мышей. Он днём спит на печке. Шерсть у него гладкая, усы большие, когти острые. Он любит молоко.

  1. Что ты узнал из текста №1?

  2. Какой текст тебе больше нравится и почему?

  3. Есть ли разница между текстами?

  4. Если ты видишь различие между текстами, то скажи. В чём оно?

  5. Укажи слова и выражения, где о Ваське говорится ласково.



В каждом блоке задания дифференцированы. Во-первых, уровневая дифференциация подразумевает индивидуальную работу с каждым ребёнком. Для сильных школьников нужно подбирать задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения изученного. Для слабых учащихся – задания, способствующие повышению активности в процессе восприятия и осмысления ими нового материала.

Важнейшими показателями результативности моей работы является мотивированность и самоконтроль в читательской деятельности младших школьников. В конце 1 класса нами было проведено анкетирование учащихся. Ученики ответили на два вопроса:

  1. Любите ли вы читать (выбрать один из ответов: да, нет, не очень).

  2. Зачем вы читаете?


Дети дали следующие ответы:

- «Мне нравится чтение, я получаю знания» - 10 человек;

- «Мне интересно читать» - 5 человек;

- «Читаю для себя» - 6 человек.

Из этого следует, что дети указали личностно- значимый мотив чтения. Работая в ППС и ПСС, у детей сформировались коммуникативные умения. А самым главным критерием такой работы стала сформированность у учащихся навыка осознанного чтения.

При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик способен не только овладеть предъявленными ему задачами, но и достигнуть хороших показателей скорости чтения. Так на конец 1-го учебного года при предусмотренной норме скорости чтения 25-30 слов в минуту, весь класс читает выше нормы, а 14 человек больше 50 слов в минуту.

Под влиянием такого построения учебного материала усиливается словесно – логическое мышление, смысловое запоминание, восприятие становится «думающим», «внимание произвольным», формируется способность к саморегуляции, меняется характер самооценки, формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний.


СОДЕРЖАНИЕ


Мухина С.А.


РОЛЬ МЕТОДИСТА УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ …………………………………….. 3


Галиева Г.Р.


РОЛЬ ХАНТЫЙСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ……………………………. 7


Гизатуллина Ф.А.


ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

НАРОДОВ СЕВЕРА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В

НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ………………………………………………………………… 10


Палайчук Н.И.


РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ИНТУИЦИИ В ОБУЧЕНИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………….. 15


Власова А.Н.


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ ………………………………………………………………………………. 18


Спицина А.Н.


ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………….. 22


Сулейманова М.А.


ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ХУДО-

ЖЕСТВЕННОГО ТРУДА ПО МЕТОДИКЕ Б.М.НЕМЕНСКОГО ……………………….. 25


Басс Н.М.


САМОУПРАВЛЕНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ……………………………………………………………….. .29


Садыгова Е.Н.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ …………………………………………………………………… 35


Рашитова С.Ф.


РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛДАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………………. 40


Новик А.С.


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И САМОСОЗНАНИЯ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………. 45


Красноруцкая Т.В.


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ …………………………………………………………… 51


Колесова Т.Ф.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КСО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И

МАТЕМАТИКИ …………………………………………………………………………. 58


Зорич Л.А.


АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, РУССКОГО ЯЗЫКА И ПРИРОДОВЕДЕНИЯ………65


Ганихина Л.В.


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ МЕТОДИК И ПРИЁМОВ НА

УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ………………………………………………………………. 72


^ Шириева А.Р.


РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………… 77


Лихоманова И.В.


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………….. 81


Самолюк И.В.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ………………………………………. 86


Карпенко Е.А.


ЭКСКУРСИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ …………………………………………….92


Белоусова Е.Г.


РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК И ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ………… 96


НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА:


ОПЫТ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ


СБОРНИК ДОКЛАДОВ

НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


Нижневартовск

2005


7712923261241968.html
7713070589981684.html
7713160027020290.html
7713309014699829.html
7713437224025498.html