Справочник отвечает требованиям утвержденной рфсс и ркф программы подготовки инструкторов-дрессировщиков, судей по спорту и фигурантов, что позволяет рекомендовать его в качестве учебного пособия для курсантов-кинологов - страница 28

^ Посыл собаки в указанном на­правлении, укладка и подзыв
Такой весьма своеобразный навык входит в состав международного курса по послушанию (Обидиенс). При этом собака посылается в сторону конуса, уста­новленного на расстоянии 10 м от стартовой точки и в центре круга радиусом 2 м. Собаке приказывают остановиться около конуса, при этом она должна сто­ять внутри круга. Через 3 секунды дрессировщик при­казывает собаке двигаться в квадрат 3x3 м, отмечен­ный конусами по углам и расположенный примерно в 25 м от стартовой точки. Когда собака достигла квадрата, ей приказывают лежать. По указанию судьи дрессировщик двигается по направлению к собаке. Примерно за 2 м до собаки он получает указание сде­лать поворот, затем проходит примерно 10 м и делает еще один поворот и двигается в направлении старто­вой точки. Когда дрессировщик проходит еще пример­но 10 м, ему приказывают подозвать собаку, не пре­кращая своего движения.

Прежде чем приступать к отработке этого навыка, собака должна освоить стойку и укладку по командам на расстоянии, выдержку, подход к владельцу по ко­манде и движение рядом с дрессировщиком.

Методика отработки данного навыка схожа с мето­дикой отработки "возвращения на место" ОКД и посы­ла вперед IPO. Задача облегчается тем, что конечная точка положения собаки обозначается конусами. По сути дела цель дрессировки сводится к тому, чтобы дать понять собаке, что двигаться нужно к конусам и принимать соответствующую позу в непосредствен­ной близости от них.

Для начала научите собаку двигаться к одному ко­нусу и стоять рядом с ним, пользуясь техникой, опи­санной в предыдущем разделе. Когда собака уже без использования вспомогательных средств начнет с го­товностью приближаться к конусу и фиксироваться ря­дом с ним, начните выставлять четыре конуса справа или слева от первого, под прямым углом и на расстоя­нии не более 5-7 шагов. Вначале вы должны подхо­дить к собаке как можно ближе и жестом правой или левой руки посылать собаку в нужном направлении. По мере усвоения собакой задачи старайтесь управ­лять ею с большего расстояния, все дальше относя ко­нусы, обозначающие квадрат. Может быть освоение навыка будет облегчено, если вы с собакой сначала освоите подход в квадрат, обозначенный конусами и укладку там, а затем подход к одному конусу и оста­новку.

Если у вашей собаки уже отработан навык "возвра­щения на место", дайте ей понять, что конус и есть то самое "место", поупражнявшись несколько раз в вос­произведении обычного навыка. А затем посылайте собаку к конусу без предварительной фиксации соба­ки у "места" с разных сторон, все чаще используя ко­манду "Вперед!", заменяя ею команду "Место!".

По описанию навыка рекомендуется использовать команды "Направо!" и "Налево!". На английском языке начало этих слов звучит по-разному и для собаки диф­ференциация команд не представляет труда. Поэтому кажется разумным пользоваться несколько изменен­ными командами, например: "Лево!" и "Право!", как это часто делают в зимнем многоборье с собаками и при буксировке лыжника.

Отработка остальных элементов навыка труда не представляет.
^ Подача предмета
Навык аппортировки по отработке одни считают легким, другие - очень трудным. Замечено, что собаки отечественных пород без особого энтузиазма осваи­вают его, а все остальные с трудом отдают предмет дрессировщику или бросают его по дороге к нему.

Как правило, в качестве голосовой команды упо­требляется слово "АппортГ, в качестве жеста - прямая правая рука, поднятая на уровень плеча и направлен­ная в сторону предмета.

Навык подачи предмета является сложным, по од­ной команде собака должна: 1) побежать за предме­том; 2) взять его в пасть; 3) поднести к дрессировщику и 4) сесть перед дрессировщиком или занять исходное положение, не выпуская предмета; 5) не выпускать предмет из пасти до тех пор, пока дрессировщик не позволит этого сделать.

Навык гораздо легче формируется во время игры (игровой способ дрессировки) и, если ваша собака еще молода, не упускайте времени. В игре, когда она проводится без поводка, можно научить собаку бежать за предметом, брать его в пасть, достаточно долго но­сить и подавать дрессировщику. Очень важно дать по­нять собаке главное правило такой игры - она продол­жается, если собака приносит предмет дрессировщи­ку. На этом этапе просто опасно играть с собакой в до­гонялки - не бегайте за ней, не пытайтесь поймать, как бы это ни было весело. Впоследствии научить такую собаку подходить с предметом к дрессировщику будет трудно.

Если играть с собакой, когда она на поводке, про­цесс научения сокращается. При этом щенка легко на­учить брать предмет в пасть и отдавать его по коман­де, носить его при движении рядом с дрессировщи­ком, садиться и сидеть с предметом в пасти. Предмет для такого способа дрессировки лучше выбирать до­статочно большой, чтобы удобно было брать его ру­кой, когда собака держит его в пасти. А для того, чтобы заинтересовать собаку в предмете и вызвать желание взять его в пасть, нужно играть предметом самому, по­вторяя команду "Аппорт!". Когда собака возьмет пред­мет, можно попытаться (но только попытаться) отнять бго, побегать, походить с собакой и по команде "Дай!" забрать предмет, обменяв его на лакомство. Или од­ной рукой взяться за предмет, раскрывая пасть собаки Другой рукой. Постепенно время ношения предмета Увеличивают и вводят посадку собаки.

Такой способ хорош, но только для тех собак, у ко­торых выражена игровая мотивация. Если предложенный способ не устраивает собаку, навык осваивают по его элементам и только затем объединяют их.

Самым, пожалуй, сложным является вызвать у со­баки желание взять предмет в пасть. Для начала мож­но попробовать использовать варианты способа ини­циации врожденного поведения - хватать то, что убе­гает, и брать пищевые объекты в пасть. Например, можно привязать к предмету шпагат и сделать игруш­ку почти живой. Или взять кость (типа "мосол") и сна­чала работать с ней в естественном виде, а потом по­местить в матерчатый чехол. Или, отрезав кусок не­толстого резинового шланга, проделать в нем попе­речные отверстия, а отверстия с торцов закрыть дере­вянными пробками, предварительно положив в по­лость шланга сыр, мясо, колбасу или нечто подобное.

Вот как иллюстрирует применение этих способов известный в XIX веке французский дрессировщик Р. Домманже: "Будем дрессировать с подачей, но по­дачей разумной. Мы находимся во дворе или в комна­те, в руках у нас маленькая поноска, подносим ее Фра-му как игрушку и бросаем в нескольких шагах, произ­нося "Подай", если он пойдет за ней и принесет нам ее - отлично; чтобы позабавить щенка, мы потрясем не­много поноску, которую он держит в зубах; в момент, когда собака разожмет челюсти, мы вытаскиваем по­носку и всовываем ей в рот подачку; помашем снова перед носом щенка поноской и повторим раза два-три ту же операцию; мы знали собак, которые с первого урока соединяли в своем уме идею о подан­ной вещи с идеей о подачке.

Если щенок не обращает внимания на поноску, мы привязываем ему к ошейнику шнурок, открываем ему тихонько пасть и вкладываем туда поноску, удерживая ее левой рукой; спустя несколько секунд мы вынимаем правой рукой поноску и награждаем щенка.

В продолжении всего этого урока мы держим по­дачку между большим пальцем и остальными, вытяну­тыми и сжатыми, и стараемся просунуть ее снизу по­носки прямо в зубы щенку таким образом, чтобы вну­шить ему, что, положив последнюю нам в руки, он тем самым заставит появиться из поноски лакомство.

По той же причине некоторые дрессировщики пре­возносят употребление в качестве поноски мешочка, в который вложен ломтик сыра.

Когда мы достигнем того, что щенок будет держать поноску во рту, мы заставим его следовать за нами на сворке, затем неожиданно возьмем от него поноску и наградим его. Если щенок уронит поноску, мы снова вложим ее ему в рот прежде, чем взять ее от него окончательно и наградить его.

Только когда щенок будет охотно нести поноску и проявит даже известное желание отнять ее у нас из рук, мы начнем бросать ее в нескольких шагах, подза­дорив предварительно Фрама, помахав ею у него под носом.

Отсутствие успеха всегда является как следствие желания быстро идти вперед. Пока щенок считает ра­ботой, а не удовольствием держать поноску, - момент, когда можно будет посылать его за нею, еще не на­стал."

Можно использовать способ оборонительного по­ведения, применяя достаточно увесистую деревяшку, привязав ее к ошейнику за концы так, чтобы она висе­ла чуть выше запястных суставов и мешала собаке двигаться, больно стукая по лапам.

Если собака достаточно агрессивна, то можно по­пробовать нападение помощника с предметом, когда схватывание предмета собакой означает победу и уход нарушителя - способ агрессивно-оборонитель­ного поведения.

Или, посадив собаку рядом с собой, левой рукой раскрывают пасть, подают команду и вкладывают предмет в пасть. Необходимо немного придержать пасть, а после команды "Дай!" забрать предмет. По­степенно время удержания предмета увеличивают. В зависимости от прикладываемых усилий действия дрессировщика можно назвать способом пассивной флексии или способом наталкивания.

Если ввести в описываемые манипуляции неболь­шое, но принципиальное изменение, то можно полу­чить очень эффективный вариант способа оборони­тельного поведения. Для этого вы открываете пасть собаке каким-нибудь болезненным приемом, произ­носите команду и вкладываете предмет в пасть. Все нужно делать очень быстро. Смысл этого способа за­ключается в том, что собака начинает понимать, что команда позволяет схватить предлагаемый предмет и тем самым избавиться от возможной боли.

Но никогда не следует бить собаку аппортировоч-ным предметом.

Если очень голодной собаке вложить предмет в пасть, а затем поменять его на пищу, собака после этого станет так активно хватать предмет, что останет­ся только подкармливать ее не сразу, а после неболь­шой выдержки, давая понять, что предмет надо не про­сто схватить, но и держать. Со временем выдержку увеличивают. Когда собака начинает охотно брать предмет с руки, руку с предлагаемым предметом опус­кают все ниже, и, наконец, кладут на землю, а затем ря­дом с предметом, потом кладут только предмет, сразу убирая руку. Когда и этот этап будет освоен, предмет начинают постепенно отбрасывать все дальше.

Вторым элементом навыка является научение со­баки переноске предмета. Для этого (после того, как собака научилась брать предмет по команде) с ней пытаются пройти некоторое расстояние на поводке. Если при этом собака бросает предмет, применяют отрица­тельное (аверсивное - условное или натуральное) подкрепление - грозно ругают или даже шлепают, по­сле чего привлекают внимание собаки к предмету, а когда она возьмет его в пасть, меняют гнев на ми­лость и закрепляют поведение собаки условным поло­жительным подкреплением.

Затем приучают собаку к остановке и посадке с предметом в пасти.

Может оказаться полезной отработка подхода со­баки с предметом к дрессировщику. Для этого коман­дой фиксируют собаку в положении "сидеть" (с пред­метом в пасти), отходят от нее-и (после небольшой па­узы) подзывают ее: "Аппорт!", "Ко мне!".

Когда составные части навыка подноски предмета отработаны, их объединяют и отрабатывают навык це­ликом. Вначале снижают требования к выдержке и бросают предмет недалеко, постепенно приближая выполнение навыка к требованиям испытаний. И луч­ше всего отрабатывать навык с использованием длин­ного поводка.

И, наконец, об аппортировочном предмете. Он мо­жет быть любым, но удобным для взятия собакой с земли и его подноски. Он не должен быть игрушкой, которую можно грызть или трепать. Когда собака нач­нет безотказно носить один тип предметов, хорошо переключиться на другие. А в итоге предложить соба­ке поиск "потерянного" предмета, то есть поиск без визуального контроля или умение выбирать свой предмет из кучи чужих.

При подготовке спортивной собаки особое внима­ние обращают на отсутствие игры с предметом, пере­хватывания предмета, его жевания или бросания во время исполнения навыка. В связи с тем, что игра с аппортировочным предметом бессознательно закрепля­ет у собаки игровое поведение с аппортируемым предметом, часто рекомендуют использовать способ наталкивания. Например, в таком виде, как описывает его Р. Блюдау: "...следует пояснить наше представле­ние о так порицаемом некоторыми принудительном апорте. Традиционно это выражение связывают с му­чениями животных и утверждаются в этом мнении, на­блюдая за работой того или другого специалиста по натаске. Но их методы давно устарели. Мы не исполь­зуем ни палок, ни ошейников с шипами или других аналогичных средств. Принудительный аппорт в на­шем понятии является больше принуждением самого вожатого и предъявляет повышенные требования его нервной системе. Собака, естественно, не безучастна здесь и также получает свою долю принуждения.

В принципе, принудительное аппортирование ни­когда не отрабатывается на дрессировочной площад­ке, но всегда где-нибудь на открытой местности. Соба­ка не должна связывать испытываемое ею принужде­ние с дрессировочной площадкой. Должен присутст­вовать при этом также опытный инструктор, чтобы по­могать нам советами и, возможно, успокаивать наши нервы, когда мы с ними не справляемся.

Начинаем с того, что берем собаку на поводок, принимаем исходное положение. Аппортируемую па­лочку средних размеров (около 20 см длиной и 5 см в диаметре) бросаем примерно на 2 метра. Одновре­менно со звуковым сигналом "Аппорт!" мы подходим вместе с собакой к деревяшке. Здесь мы заставляем собаку выполнить команду "Лежать!" (предполагается, что она сразу палочку не взяла) и обеими руками вт-крываем ее пасть. Теперь важно, чтобы мы смогли по­местить в открытую пасть собаки аппортируемый предмет, не притрагиваясь к ней. Как только палочка окажется в пасти, мы, несильно нажимая, закрываем ее и вместе с собакой идем назад к месту, откуда про­изводился бросок.

При возвращении назад мы держим руку на голове собаки, в то время, как другая наша рука располагает­ся под ее пастью, чтобы предотвратить выплевывание находящегося в пасти предмета.

Если же собаке все-таки удалось избавиться от ап-портируемого предмета, то мы вновь возвращаем ее на место и начинаем сначала проводить описанное выше упражнение.

Находящуюся на месте броска на доводке собаку мы заставляем сесть, гладим и хвалим ее, следя при этом за тем, чтобы она также и в этот момент не бро­сала предмет. Одновременно с подачей команды "Дай!" мы отнимаем у нее предмет и снова заставляем занять исходное положение слева от нас.

Упражнение продолжают отрабатывать с соответ­ствующими перерывами, пока собака не будет само­стоятельно брать аппортируемый предмет, удержи­вать без посторонней помощи и нести его. Отработка этого упражнения может продолжаться очень большое время, но может завершиться довольно быстро. Чрез­вычайно важную роль в этом играют чуткость и само­обладание вожатого. Кто же наказывает при такой тре­нировке свою собаку, тот тем самым создает сущест­венные проблемы для последующей отработки этого упражнения.

Когда собака научилась брать аппортируемый предмет и носить его, она никогда не будет бросать этот предмет перед ногами вожатого. Если же это все-таки происходит, упражнение снова нужно продолжать отрабатывать описанным выше способом" *.

Исключение игрового поведения с аппортировоч-ным предметом гарантирует использование оборони­тельного способа дрессировки, издавна используемо­го дрессировщиками. Например, так, как описывают его И. Сваровски, М. Отт и Г. Вундерлих: "Сначала проверим чувствительность животного, это нужно для того, чтобы правильно дозировать болевое воздейст­вие строгим ошейником. Собака, сидящая на поводке рядом с воспитателем слева от него, получает рывок поводком такой силы, чтобы открылась пасть и был из­дан непроизвольный крик от боли.

Так как область шеи животного относительно чув­ствительна, бывает достаточно воздействия средней силы. Наряду с собаками, совершенно нечувствитель­ными к боли, встречаются такие, которые не перено­сят воздействия строгого ошейника. Для них нужно взять удавку, закреплённую так, чтобы не удушить со­баку.

Сделаем следующий шаг. Собака снова смирно си­дит на поводке слева от воспитателя, который держит аппорт в своей правой руке так, чтобы собака не могла его видеть. Теперь воспитатель громко и отчётливо произносит команду "Принеси!", непосредственно за этим делая рывок кверху поводком со строгим ошей­ником. Собака от боли раскрывает пасть, чтобы издать вопль, этот момент мы используем для того, чтобы ус­петь вложить ей аппортировочный предмет в раскры­тую пасть. Правой рукой мы тотчас же хватаем пасть собаки, не давая ей раскрыться, и начинаем изо всех сил хвалить четвероногого, что ему, конечно же, нра­вится. Левой рукой воспитатель гладит голову собаки, что способствует образованию у .неё приятных ассо­циаций.

При этом нужно всегда следить за тем, чтобы соба­ка крепко держала аппорт в пасти. После того, как пройдёт приблизительно две или три минуты, аппорт отбирают у собаки, при этом звучит команда "Дай!". Этот цикл следует повторять до тех пор, пока собака сразу же после команды "Принеси!" и короткого рывка поводком не схватит предмет. Важно при этом с само­го начала дифференцировать продолжительность держания предмета в пасти.

Третий шаг начинается опять с того, что собака стоит на поводке слева от воспитателя. Одновременно с командой "Принеси!" и коротким рывком поводком воспитатель делает выпад вперед и поворачивается налево так, чтобы аппортировочный предмет мог на­ходиться примерно в полуметре от пасти собаки. До сих пор мы сами вкладывали предмет в пасть соба­ки, теперь же нужно заставить её при помощи строго­го ошейника подойти к предмету и схватить его. И сно­ва в тот момент, когда собака схватит предмет, будем её усиленно хвалить и гладить. Воспитатель хвалит со­баку, следит за тем, чтобы она крепко держала пред­мет, а сам задом начинает удаляться от неё метра на три-четыре. Собака должна следовать за ним так, что­бы она и воспитатель всегда были строго напротив друг друга. Наконец подаётся команда "Сиди!" или "Сидеть!", и начинаем следить за тем, чтобы собака села так, как полагается, перед воспитателем. По ко­манде "Дай!" аппорт берётся из пасти, после чего со­бака должна по команде "К ноге!" отправиться к лево­му боку воспитателя. Только теперь ее можно будет щедро похвалить.

Эту часть упражнения можно считать усвоенной тогда, когда собака по команде "Принеси!", при легком рывке строгим ошейником, выпаде вперёд и повороте воспитателя налево быстро бежит вперед и хватает предмет,

Четвёртый шаг в освоении упражнения состоит в том, что выпад становится больше, можно сделать даже два шага вперёд. Аппорт нужно держать как мож­но ближе к поверхности земли. Так мы приучаем соба­ку брать предмет уже совсем близко к земле.

Пятый шаг начинается вновь с занятия исходного положения, то есть собака сидит на поводке слева от воспитателя. Проделываем все, что делали до сих пор, но аппортировочный предмет одним шаром касается земли, второй же продолжает оставаться слегка при­поднятым над ней, что должно облегчить собаке под­нятие предмета непосредственно с земли. Это нужно тренировать до тех пор, пока собака не будет после команды и рывка охотно бежать к предмету и брать его. На этом этапе тоже нужно почесывать собаку пра­вой рукой под пастью, бежать задом наперёд, прика­зывать садиться и через некоторое, всегда различное, время по команде "Дай!" забирать предмет. Упражне­ние заканчивается командой "К ноге!". Как только.со-бака усаживается слева, можно приступить к любым поощрениям.

Шестой шаг тоже начинается с исходного положе­ния. Собака находится на более длинном поводке. Ап­портировочный предмет бросается вперёд метра на полтора. По команде "Принеси!" собака должна про­делать всё то, что она делала на предыдущих пяти эта­пах. Длинный поводок, который служит в данном слу­чае удлинением руки, используется, в случае необхо­димости, для коррекции. Конечно, можно бежать вме­сте с собакой к предмету, но это не должно становить­ся правилом. Если на любом из этапов была сделана малейшая ошибка, лучше всего начать весь цикл сна­чала, но ни в коем случае не с середины.

Седьмой и последний шаг состоит в том, чтобы все более и более удлинять поводок. Для нерадивых уче­ников через раз можно использовать прикрепленный к ошейнику длинный отрезок веревочной петли. Соба­ка как будто чувствует полную свободу, однако при первой же попытке непослушания ей дают понять, что это далеко не так. Обучение приему можно считать за­конченным лишь тогда, когда собака начнёт правильно реагировать на условный раздражитель - команду го­лосом. Это значит, что по команде "Принеси!" она бе­жит к брошенному предмету, берет его, садится перед проводником, которому отдает предмет по команде "Дай!". Упражнение "Подноска предметов на ровной местности" заканчивается командой "К ноге!", по ко­торой собака садится у левого бока воспитателя" *.

Но все-таки лучшим способом формирования на­выка аппортировки предмета является игровой спо­соб. Только этот способ позволяет добиться высокой скорости и радостной работы собаки. Выше был опи­сан вариант игрового способа дрессировки, при кото­ром игра являлась моделью навыка. Сейчас мы оста­новимся на варианте способа, при котором игра ста­новится только подкреплением, а игровой и аппорти-руемый предметы различаются как по форме, так и по функциональному предназначению. Для начала на са­мом деле дайте понять собаке, что существуют игро­вые предметы: мячик, игрушка, валик. И существуют предметы для аппортировки, с которыми играть за­прещено.

На первом этапе научите собаку, находящуюся в исходном положении, брать аппортировочный пред­мет в пасть по команде любым из вышеописанных спо­собов, кроме игрового. Подкреплением этому должна быть игра с игровым предметом.

На втором этапе дайте понять собаке, что аппорти-Руемый предмет надо брать с земли, подержать и тог-

да наступит веселая игра с игрушкой, которая всегда находится в кармане у дрессировщика.

Затем научите собаку бегать за аппортируемым предметом, приносить его вам и обменивать на иг­рушку.

На следующем этапе вводите посадку перед со­бой, затем занятие исходного положения и только по­сле этого играйте с собакой. Одновременно работай­те над выдержкой.

Вводите вероятный режим подкрепления: меняйте аппортируемый предмет на игрушку на различных эта­пах аппортировки.

Аппортировка с преодолением барьера

По условиям испытаний курса послушания IPO-1 аппортировка предмета осуществляется в двух вари­антах: аппортировка без усложнения и аппортировка с преодолением барьера.

Аппортировка без усложнения отличается от пода­чи предмета по условиям ОКД только тем, что собака с предметом садится перед дрессировщиком. И в этом положении (после небольшой паузы) дресси­ровщик забирает предмет, а затем командой "Рядом!" предлагает собаке занять исходное положение.

К отработке этого варианта навыка следует присту­пать только тогда, когда собака освоила подход к дрес­сировщику по правилам IPO (см. подзыв собаки).

Но, отрабатывая аппортировку без усложнения, вы должны готовить собаку и к аппортировке с преодоле­нием барьера. Для этого прежде всего нужно научить собаку преодолевать барьер высотой 1 м. Как только вы научили собаку носить аппортировочный предмет, находясь рядом с вами, вы вводите следующее упраж-

нение: с собакой, удерживающей предмет на поводке, вы начинаете прямолинейное движение и, переходя на легкий бег, вместе с ней преодолеваете препятст­вие минимальной высоты. Для начала достаточной бу­дет высота 20-50 см.

Затем нужно научить собаку преодолевать барьер, следуя за брошенным предметом. Для этого дресси­ровщик с собакой на поводке останавливается перед препятствием (для начала ну очень небольшой высо­ты, чтобы собака видела упавший предмет), выбрасы­вает предмет и посылает собаку за ним, предотвра­щая при помощи поводка попытки оббежать барьер. После того как собака взяла предмет в пасть, с ним нужно вернуться обратно, тоже прыгая через барьер.

Если собака уже хорошо держит предмет в пасти, очень полезно следующее упражнение: дрессировщик усаживает собаку, удерживающую предмет, с одной стороны барьера, сам становится с другой стороны (напротив) и подзывает собаку. Вначале желательно делать это с использованием поводка, предотвращая стремление собаки оббежать снаряд. Можно исполь­зовать вспомогательные команды ("Ко мне!", "Барь­ер!"), не забывая чаще повторять команду "АппортГ.

Познакомив собаку с элементами навыка, путем многократного повторения закрепляя характерное по­ведение, можно переходить к воспроизведению навы­ка по требованиям испытаний. Не торопитесь и ис­пользуйте для начала поводок.
^ Аппортировка в заданном на­правлении по международному кур­су послушания (Обидиенс)
К освоению этого навыка следует приступать толь­ко тогда, когда у вашей собаки выработан стабильный навык аппортировки одного предмета. Если с этим все в порядке, научите собаку приносить аппортировоч-ный предмет, выложенный заранее. Прятать предмет при этом необязательно.

После освоения предыдущего этапа переходите к освоению аппортировки в заданном направлении с использованием команд "Налево!" ("Лево!"), "Напра­во!" ("Право!"). При этом моделируйте условия полно­го навыка: двигайтесь с собакой на поводке к конусу, обозначающему стартовую точку, фиксируйте собаку рядом с конусом командой "Стоять!", и, оставив соба­ку, сначала сами выходите вперед и раскладывайте предметы (после 2-3 занятий предметы должен вы­кладывать другой человек). Вернувшись к собаке, по­сле небольшой паузы посылайте ее к правому или ле­вому предмету командами голосом и жестом и контро­лируйте ее поведение при помощи поводка.

Как всегда, для начала работайте на минимальном расстоянии, увеличивая его по мере усвоения собакой задачи.

Желательно, чтобы перед переходом к следующе­му этапу ваша собака освоила самостоятельный под­ход к стартовому конусу и остановку рядом с ним (см. раздел "Посыл в указанном направлении, укладка и подзыв" Международный курс послушания). Этот этап является упрощенным вариантом навыка - с рас­стояния 5-7 шагов под контролем поводка вы посыла­ете собаку к стартовому конусу, фиксируете ее коман­дой "Стоять!", подходите к собаке и посылаете ее на аппортировку нужного предмета.

Остается лишь постепенно увеличивать расстоя­ние, с какого вы посылаете собаку аппортировать предмет, и расстояние от стартового конуса до пред­метов.


7735039740469363.html
7735109718774771.html
7735170080265556.html
7735235646174596.html
7735318665450261.html